Меню сайта
Форма входа


 

Code
Выбрать язык / Select language:
Ukranian
English
French
German
Japanese
Italian
Portuguese
Spanish
Danish
Chinese
Korean
Arabic
Czech
Estonian
Belarusian
Latvian
Greek
Finnish
Serbian
Bulgarian
Turkish

Страничка логопеда - дефектолога.

Коллектив учителей – логопедов МБДОУ №12

 

Основные требования к достижению детей в речевом развитии в разных возрастных периодах.

 

ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВО РЕЧЬ

 

Играйте с детьми это весело и очень полезно для совершенствования речи.

Развитие речи.

Игры с буквами!

 «Играем -  фонематический слух развиваем»

Советы дефектолога.

ОБИДНЫЙ ДИАГНОЗ ЛОГОПЕДА

Раз, два, три, четыре, пять - я иду играть!

В полезные игры играем – фонематический слух развиваем!

РАССКАЗЫ ПО КАРТИНКАМ

          У детей в 3-4года, как правило, должно быть сформировано четкое произношение гласных звуков и согласных звуков раннего онтогенеза: [м-м’], [н-н’], [п-п’], [т-т’][ф-ф’], [в-в’], [б-б’], [к-к’], [г-г’], [х-х’], а также свистящие звуки: [с-с’], [з-з’]. И если этих звуков в речи нет, либо они произносятся неправильно, это серьезный повод задуматься.

          Словарный запас включает разные лексические темы, причем идет активное использование слов, обозначающих части и детали предметов, их особенности и свойства. Также развивается умение понимать обобщающие слова (овощи, фрукты, посуда, мебель и т. д.).

          От 3 до 4 лет  развивается и совершенствуется моторика речедвигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух.

          С трех лет у детей в активной речи появляется одно очень интересное свойство: словотворчество. Ребенок путем проб и ошибок ищет правильную форму слов («я весь взмокнул» - вспотел). Относиться к этому нужно как к этапу активного овладения грамматикой и подсказывать маленькому говоруну правильную форму слова.

             В этот возрастной период у детей развивается диалогическая форма речи. Происходит это, как правило, через вопросы и ответы (беседа – отличный способ общения).  В активной речи ребенок использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

           В  4-5лет  дети должны четко  и правильно произносить все свистящие [с-с’], [з-з’],  шипящие [ш], [ж], аффрикаты [ч, [ц] и звук [л]. Дети могут выделить первый зук в слове.

       Активный словарный запас у детей обогащен всеми частями речи: существительными,  прилагательными, глаголами, наречиями. Вводятся в речь предлоги.

          Формируется умение образовывать форму множественного числа. Вводятся в речь слова – антонимы.

          Развивается умение детей рассказывать: описывать предмет или картину.

          В  5-6 лет у детей должны быть сформированы все звуки речи, а также умение определять место звука в слове (из 3 – 4 звуков).

          В активной речи отрабатывается умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными и прилагательными. У детей в этом возрасте активно формируются все способы словообразования (хлебница, масленка) и   словоизменения (медведь – медвежонок – медвежья).

          Совершенствуется диалогическая и развивается монологическая формы речи, а так же интонационная выразительность речи. Ребенок в этом возрастном периоде должен уметь связно и последовательно пересказывать небольшие сказки и рассказы, составлять рассказ по картинкам, придумывать свои концовки к сказкам и рассказам.

         В  6-7 лет речь ребенка должна быть сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат. В речи активно используются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.  Маленький говорун в 6 – 7 лет без труда составит описательный рассказ по картинке, рассказ по сюжетной картинке или по серии сюжетных картинок, пересказать сказку, рассказ.

         При правильной сформированности фонематического слуха, ребенок в этом в этом возрасте должен называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове, делить слова (с открытыми слогами) на слоги. Уметь составлять слова из слогов.

 

 

 

 

Десять простых советов логопеда родителям

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. 

2. Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов. (ВЕСЕЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА)
3. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?," вместо «Он играет?» 
4. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. 
5. Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д. 
6. Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще. 
7. Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день. 
8. Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить - «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д. 
9. Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. 

10. Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

 

 

Уважаемые родители!
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Важным качеством речи является её выразительность. Большое значение для устной речи имеет голос ... Подробнее


Уважаемые мамы! Благодарю всех, кто вместе с ребенком сочинил сказку. Мы прочитали все произведения. Детям они очень понравились. Конкурс продолжается, спешите, и вы еще успеете порадовать малышей новыми сказками.

Галина  Григорьевна.


Напоминаю Вам, дорогие мамы, что очень важно закреплять знания детей. Предлагаю игры с буквами.

Учим определять место звука в слове: начало, конец, середина.

   «Подарки гостям»

Мама говорит, что пришли гости: Матрёшка,  Буратино,  Карлсон, Золушка и др.  Детям предлагается придумать и назвать подарки и кушанья, которые можно было бы предложить гостю с учётом того, что первый звук в названии подарка должен совпадать с таковым в имени гостя. Например: Золушке подарю зайчика и зеркальце и угощу ее зефиром.

          Игра с картинками « Назови картинку и найди первый звук"
Цель: научить детей находить  первый звук в слове.

Помните: ребенок произносит слово  и только потом называет звук. Например: в слове мак первый звук М. В слове астра – первый звук А.

         «Доскажи звук»
Цель: научить выделять в слове последний звук.

Ход  игры: мама  произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, а ребенок досказывает нужный звук. Например:

Ходит по лесу хорёк, хищный маленький  звере...

Затем  вводятся фишки для выполнения звукового анализа:
красный обозначают гласный звук,
синий твёрдый согласный,
зелёный - мягкий согласный,
Мама произносит звук, а ребёнок определяет: какой это твёрдый это звук и показывает фишку. Например: Миша – звук мь – зеленая фишка. Маша – звук м – синяя фишка.  Индюк – звук и – красная фишка.

 Игра. Распредели картинки между Тимом и Томом. Мальчику ( кукле) Тиму нужны картинки с твердым звуком т. Тиму – с мягким звуком.

 И только после этих упражнений можно вводить схему слова, то есть обозначение кружочками. Например:

 Мама – 4 кружка: синий, красный, синий, красный.

Белка – 5 кружков: зеленый, красный, синий, синий, красный.

Надеюсь, мои советы будут полезны.



Уважаемые мамы! Благодарю всех, кто вместе с ребенком сочинил сказку. Мы прочитали все произведения. Детям они очень понравились. Конкурс продолжается, спешите, и вы еще успеете порадовать малышей новыми сказками.

Галина  Григорьевна.



Информация для заботливых (самых лучших) родителей.

Зачем и как сочинять сказки?
Существует великое множество сказок, скажите Вы, и зачем еще одна, кому она нужна?
Нужна она нам с Вами, а самое главное самому ребенку. Сказочное творчество способствует развитию мышления, воображения, наблюдательности, развитию  связной
речи и коммуникации. И самое главное вере малыша в свои БЕЗГРАНИЧНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ.
А разве Вы, мама и папа, не будете гордиться успехами своего ребенка?
Ну, что убедила?
Итак, сочиняем сказку вместе.
Я уже много лет учу детей старших групп придумывать сказки. Обычно в группе мы, педагоги, много рассказываем и читаем авторских, и  народных сказок, дети с огромным удовольствием слушают. Но в один прекрасный момент сообщаю, что все сказки прочитали и закрываю толстую –претолстую книгу.  На просьбы детей еще  сказок  предлагаю всем вместе придумать сказку. Объясняю, что сказка – это невероятная история, то чего не бывает в жизни. Вот, например, посуда не умеет разговаривать, да и звери, птицы тоже, а в сказках они говорят, да еще на человеческом языке, с ними происходят чудесные истории. В сказках вещи могут летать, ходить, бегать и даже командовать людьми.  Но в конце – концов всегда побеждает Добро.
Первые сказки сочиняем все вместе по 1 -2 предложения каждый ребенок. Сюжет обычно продумываю заранее, чтобы вовремя задать вопрос или подсказать словечко. Сказку записываю, и затем оформляем ее рисунками. Вот так получается первая сказка.
С чего начать?
- О чем будет сказка? – спросите малыша. Кто главный герой?
А можно подсказать вопросом:
- Что могло случиться со снежинкой?
-Из – за чего поспорили кукла и старый карандаш?
-Давай придумаем, как снежинка подружек искала
- Это будет  сказка про путешествие маленькой капельки
- Как поспорили зайка Длинные Ушки и белочка Пушистый Хвостик
Что дальше?
Хорошо, если мама будет иллюстрировать то, что придумывает малыш
( можно воспользоваться чудесами компьютерных технологий)
О чем не забыть?
Уточнить название сказки и написать имя автора
Вот так  Как снеговички Деда Мороза выручали
Сказка
 Авторы: Даша Иванова и Наталья Иванова - мама Даши
Художник: Максим Иванов – папа Даши.

Вдохновения, друзья
Галина Григорьевна Мокрецова – учитель – логопед.


Развитие речи
Приемы, способствующие
выразительному чтению стихотворений

На формирование выразительности направлены следующие приемы: образец выразительного чтения, пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Выразительное чтение ребенка зависит от правильного речевого дыхания (глубокий вдох, длительный выдох), умения регулировать силу голоса, темп речи, от хорошей артикуляции звуков и слов. Выразительность исполнения требует развития техники речи: дикции, дыхания; овладения орфоэпией.
С этой целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Выбирайте для заучивания яркие стихи, например, об игрушках, природе. Рассмотрите с ребенком иллюстрации, объясните непонятные слова, попробуйте вместе создать (нарисовать)картину и тогда легче и быстрее малыш запомнит и выразительно расскажет. Пробуйте и все получиться, но терпением запаситесь!

Советую Вам  использовать картинки (специально подобранные к стихотворению или самостоятельно нарисованные) – это для ребенка подсказка, а в педагогике этот прием называется картинный план. И тогда стихотворение может выглядеть так.

 
 
Кто где зимует.
 
Зимой в берлоге мишка спит,
Под крышей воробей сидит.
Лиска рыжая в норе,
Жучка в теплой конуре.
В логове лежит волчица,
Под кустом дрожит зайчиха,
Белка спряталась в дупле,
Ежик спит в сухой траве.

Картинки первый раз выставляет взрослый по мере рассказывания. Затем картинки выставляет сам ребенок, а взрослый рассказывает, малыш будет с удовольствием Вам помогать. В дальнейшем можно поиграть так: ребенок отвернется, а взрослый уберет картинку. Нужно, чтобы ребенок ответил на вопрос  кто спрятался и где? Строчкой из стихотворения.- Жучка в теплой конуре.
  На следующем этапе картинки могут быть схематичные, то есть это уже переход к плану – схеме рассказа.
Попробуйте! Эти занятия очень нравятся  нашим воспитанникам.
Надеюсь,  это будет интересное занятие для всей Вашей семьи. 




 
Эти стихи мне очень нравятся.

Золотая осень.

Золотая осень, погоди немножко!
За леса и горы ты не уходи!
На тебе янтарные светятся сережки,
Бусы и рябины красной на груди.
В золотых сапожках ножки-невелички,
Золотой платочек вьется на ветру,
А косички, словно у моей сестрички,
У моей сестрички-маленькой Гурлу.
Тихими шагами по шуршащим листьям
В золотой, вечерний, предзакатный час
Ты проходишь мимо в платье золотистом,
Золотой улыбкой, озаряя нас.
Золотая осень, как же ты красива
В золотом наряде, в свете золотом!
Ты в саду и поле скатерть расстелила
С овощами, фруктами, зерном.

       
ЗИМА

Так недавно к нам в оконце
Каждый день глядело солнце,
А теперь пора настала –
В поле вьюга загуляла.
Разбежались с песней звонкой,
Все укрыла как пеленкой,              
Запушила снежным пухом,
Стало всюду пусто, глухо.
Не звенит река волною
Под одеждой ледяною лес притих,
Глядит тоскливо,
Птиц не слышно хлопотливых.

Желаю успехов!            
 Галина Григорьевна.


Уважаемые папы и мамы наших воспитанников.
Каждый из нас мечтает, чтобы его ребенок красиво и правильно говорил, умел эмоционально  рассказывать сказки и выразительно читать стихи ,придумывать рассказы и с легкостью вести диалог с детьми и взрослыми. А помните ли Вы, что придает речи красоту? Многие вспомнили правильное звукопроизношение и тембр голоса. Верно! Но это не все. Только голос имеет 5 параметров, а всего 11 составляющих.
И каждый придает свою окраску нашей речи и каждый очень важен.
Прислушайтесь к речи своего ребенка: красивая  или чего то не хватает?
Внимательно посмотрите на  схему, и Вы поймете над  чем необходимо работать.



Эту схему я  создала специально для вас.

 
У малыша страдает дикция?
Попробуйте скороговорки
     Прочитайте  скороговорку медленно
     Попросите малыша рассказать, о чем говориться в скороговорке.
     Вместе определите,  какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой  согласный много раз повторяется?
     Прочитайте еще раз медленно и плавно
     Попросите ребенка повторить медленно несколько раз
      Затем  дайте инструкцию: «Рассказывай быстрее и представляй что говоришь».
     Скороговорки подобраны по тем звукам, которые чаще страдают у ребят

 Весёлые скороговорки Ц


 Скворцы и синицы – веселые птицы
     Две девицы брали водицы из криницы - поливать пшеницу
     Из соседнего колодца целый день водица льется.
     Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

 Скороговорки  на звук Р

Варежки у Вари пропали на бульваре.
     Проворонила ворона вороненка.
     Изгиб дороги, побереги ноги.
     Тридцать три трубача трубят тревогу.
     Перепелка перепелят прятала от ребят
     Тропка на травке, травка на тропке.

 Скороговорки на звук Г

     На дворе галка, на берегу галька.
     Нес Григорий пирог через порог. Стал на горох и упал на порог.
     Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.








 






 
Поиск
Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Полезные ссылки
Сады района