Презентация предметно-дидактической среды группы
Процесс освоения адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в данном случае с тяжелыми нарушениями речи, имеет свои особенности и сложности, обусловленные индивидуальными особенностями детей данной категории. Недоразвитие всех сторон речи вследствие органических нарушений центральной нервной системы, как правило, влечет за собой нарушения и в других сферах развития ребенка: эмоциональной, познавательной, в том числе сенсорной, социально-коммуникативной, двигательной.
Сенсомоторное развитие, представляющее собой развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов в процессе манипуляций с этими предметами, является основой для эффективного развития других сфер: речевой, познавательной (Л. А. Венгер).
Сенсомоторное развитие детей с тяжелыми нарушениями речи характеризуется: нарушениями зрительного и тактильного восприятия (сложности с различением цвета, формы предметов), нарушениями мелкой и крупной моторики (неуклюжесть, скованность и неполный объем движений, сложности с произвольностью двигательных актов, с захватом и удержанием мелких предметов вследствие мышечной слабости).
Оптимизация условий развития детей с ограниченными возможностями здоровья может быть достигнута за счет использования таких педагогических способов и средств, которые могут обеспечивать комплексное решение образовательных и коррекционно-развивающих задач. Одним из таких средств является предметно-пространственная среда, представляющая собой специально организованное пространство, объединяющее в себе условия реализации разных, специфических для дошкольного возраста видов деятельности.