Острые респираторные заболевания, или ОРЗ, как принято сокращенно их называть – самые частые заболевание детского возраста. Иногда дети чрезвычайно подвержены этим заболеваниям, они могут возникать несколько раз в год или даже в месяц, отрывая ребенка от коллектива, а родителей от работы. ДАЛЕЕ...
Как поддержать иммунитет зимой?
Дефицит солнечного света, мороз и недостаток витаминов, поэтому в зимнее время сложно оставаться в идеальной форме. Как поддерживать свой организм в холода? Зимнее время года – это борьба с простудными заболеваниями, депрессией, лишним весом, сонливостью и слабой иммунной системой. Однако и зимой можно выглядеть и чувствовать себя великолепно!
Дефицит солнечного света. Недостаток солнечных лучей для организма можно компенсировать с помощью обычного искусственного освещения. Сейчас в продаже появились специальные лечебные световые лампы, которые можно устанавливать в любом помещении. Идеально проводить возле такой лампы по одному часу примерно пять раз в неделю. Лучше лечиться светом в утренние часы.
Витамины на вашем столе. Зимой нужно употреблять продукты с высоким содержанием витамина А (желток, хурму, облепиху, морковь). Витамин защищает иммунитет от вирусных инфекций. Самый сильный антиоксидант витамин С защитит от стрессов и укрепит иммунную систему. Ешьте квашеную капусту, пейте отвар шиповника. Следите за тем, чтобы на столе всегда были цитрусовые и черная смородина. Для иммунитета очень полезен цинк, который можно найти в обычном курином бульоне, сыре, морепродуктах, цветной капусте и говядине. Не стоит забывать про печень, молочные продукты, листовые зеленые овощи – в них содержится железо, которое повышает сопротивляемость организма к различным заболеваниям.
Зимой, как и в теплое время года, нужно пить много жидкости. Травяной чай, отвар шиповника, зеленый чай с лимоном и чистая вода – это лучшие напитки для зимы. Если чувствуете упадок сил, можно купить в аптеке экстракты лимонника, элеутерококка и женьшеня. Никогда не забывайте про чеснок – содержащиеся в нем уникальные соединения повышают работу клеток, которые борются с обморожениями и простудой. Запах чеснока можно перебить, если запить овощ лимонным соком.
Меры профилактики простудных заболеваний. Гидротерапия поможет «перехитрить» простуду. Чередуйте холодную и горячую воду на протяжении одной минуты, так вы сможете стимулировать кровеносную систему. Не забывайте мыть руки несколько раз в день, и напоминайте это Вашим детям! Это самый эффективный способ борьбы с инфекциями. Вирусы передаются контактным путем, поэтому обычного рукопожатия знакомого будет достаточно для того, чтобы и вы заболели. Во время эпидемий концентрация бактерий и вирусов в помещениях в несколько раз выше, чем на улице, поэтому необходимо проветривать, делать регулярную влажную уборку.
ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПАРОТИТ У ДЕТЕЙ
ОСТРЫЙ РИНИТ
ПОДГОТОВКА РЕБЕНКА К ШКОЛЕ—ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ.
Родители чаще всего обращают внимание лишь на интеллектуальную подготовку
ребенка – знание букв и цифр, умение считать, а иногда читать и писать, определенный набор представлений об окружающем мире и т.д. С их точки зрения хорошее интеллектуальное развитие свидетельствует о его полной готовности к учебе.
Воспитатели ДОУ не меньшее внимание уделяют эмоциональному и социальному развитию воспитанников. Будущий школьник должен быть готов соблюдать правила, слушать учителя, общаться с другими детьми.
Физиологическую зрелость ребенка зачастую не принимают во внимание. Ориентируясь на возраст, родители стремятся отдать ребенка в школу в шесть или в шесть с половиной лет, хотя врачи и учителя не приветствуют столь раннее поступление детей в учебное заведение. С другой стороны,20-30% детей готовы к обучению в школе уже в 6-летнем возрасте и около 10-20% детей не готовы к школе даже в семь лет. Расхождение паспортного и биологического возраста может составлять от полугода до полутора лет. Таким образом, физиологическое развитие - один из самых важных показателей готовности ребенка к школьному обучению.
Известно, что у половины детей в возрасте 6-7 лет отмечаются нарушения речевого развития, у трети не сформировано мелкая моторика, а у 50-70% детей отмечаются те или иные нарушения физического здоровья, что приводит замедлению процессов адаптации, значительным сложностям в учебе и нарастающему психоэмоциональному напряжению. На этом фоне быстро развиваются многочисленные психосоматические заболевания. Дети начинают страдать от частых инфекций, болей в животе, головных болей. В сочетании с трудностями в обучении это ведет к низкой успеваемости и может быть потерей интереса к учебе.
Чтобы предотвратить подобное развитие событий, следует оценить зрелость и готовность ребенка к школе и провести коррекционную работу.
КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.
Морфологические
-антропометрические показатели
-пропорции тела
Смена зубов
Физиологические
-развитие моторики
-работоспособность
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Масса тела- основной антропометрический показатель. Вес, равный или превышающий 23 кг, свидетельствует о достаточной степени морфофункциональной зрелости. Пропорции тела, т.е. соотношение размеров различных его частей, также имеют значение. В возрасте 5-8 лет дети переживают так называемый полуростовой скачок (увеличении скорости роста). В это время у ребенка интенсивно растут руки и ноги, считается, что одновременно происходит созревание головного мозга и определенное изменение нейроэндокринологических реакций, позволяющее ребенку легко обучаться письму и спокойно, без внутреннего напряжения выдерживать уроки по 30-35 минут. Установить , произошел ли полуростовой скачок или нет, можно с помощью *филиппинского теста* (надо попросить ребенка правой рукой дотронуться до левого уха, проведя руку под теменем). Дети 7-8 лет легко справляются с заданием, а вот 4-5 –летний ребенок не может этого сделать, поскольку его руки еще коротки. Результат данного теста достаточно точно характеризует биологический возраст ребенка, т.к. отражает не просто уровень развития скелета, но и степень морфофункциональной зрелости организма.
Смена зубов.
Выпадение молочных и появление постоянных также указывает на то, что организм ребенка достиг физической зрелости. Большинство врачей считает, что у будущего школьника должно быть от 4 до 10 постоянных зубов (у мальчиков) и от 5 до 11 постоянных зубов (у девочек).
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Одним из физиологических параметров является развитие мелкой моторики (работа пальцами). Мелкая моторика напрямую связана с головным мозгом и стимулирует созревание определенных зон коры головного мозга. К 6-7 годам большинство детей успешно выполняют все тесты, необходимые для поступления в школу.
Усидчивость и работоспособность оценивают психологи и педагоги ДОУ. Учеба в школе подразумевает способность хотя бы 10-15-минут сосредоточенно и не отвлекаясь выполнять задание преподавателя. Такая усидчивость не является результатом специальных упражнений, а формируется только с возрастом, в прцессе роста ребенка и созревания его нервной системы.
ПРОВЕДЕНИЕ ДИСПАНСЕРНОГО ОСМОТРА
Готовность ребенка к школе оценивается в процессе диспансерного наблюдения. Все данные заносятся в медицинскую карту ребенка. Диспансерный осмотр дети проходят перед оформлением в ДОУ, ЗА ГОД ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ, и непосредственно ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ В ШКОЛУ.
Профилактический осмотр за год до поступления в школу имеет особое значение, поскольку дает возможность врачу ДОУ обнаружить *слабые места* в подготовке ребенка и заблаговременно принять соответствующие меры.
ПРОВЕДЕНИЕ ОСМОТРОВ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Советуем обратить внимание родителей на то, что в медицинской карте ребенка есть отдельная страница о прохождении медицинского осмотра специалистами перед поступлением в школу- она должна быть заполнена. Ребенок пройдет всех специалистов
непосредственно в ДОУ.
Врач-педиатр полностью осматривает ребенка, проводит антропометрические исследования, измеряет артериальное давление, частоту сердечных сокращений и частоту дыхания, оценивает полученные результаты анализов. Врач –педиатр при необходимости может направить ребенка к специалисту и на дополнительные обследования.(кардиолог, аллерголог, гастро-энтеролог и т.д.).
НЕВРОЛОГ оценивает в первую очередь психомоторное развитие ребенка и его двигательные функции. Если у ребенка отмечаются проявления неврологической патологии, невролог может порекомендовать проведение углубленного обследования для уточнения диагноза.
ОФТАЛЬМОЛОГ исключает такие патологии, как нарушение остроты зрения(дальнозоркость, близорукость, астигматизм) и косоглазие. Если у ребенка отмечаются эти заболевания, то окулист должен порекомендовать лечение, уточнить на какой парте и в каком ряду будет сидеть первоклассник.
Спазм аккомодации или близорукость часто встречается у детей старшей группы детского сада, а в школе за счет высокого напряжения зрительного аппарата и неизбежной гиподинамии зрение продолжает ухудшаться.
ОТОЛАРИНГОЛОГ проверяет ребенка на предмет хронических заболеваний носоглотки (хронического тонзиллита, аденоидита и т.д.), которые ухудшают качество жизни ребенка, провоцируют частую заболеваемость ОРВИ и другими инфекциями респираторного тракта. Нарушения носового дыхания ведут к тому, что мозг хуже снабжается кислородом, в результате этого снижается умственная активность, возникают проблемы со сном. Не менее важным является исследование слуха. Снижение слуха чаще всего вызвано хроническими заболеваниями носоглотки. В школе не выявленные нарушения слуха оборачиваются серьезными проблемами. Поэтому на профилактических осмотрах ЛОР-врачи проверяют остроту слуха.
ХИРУРГ-ОРТОПЕД определяет такие патологии, как нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие и т.д. Нарушения опорно-двигательного аппарата провоцирует развитие многочисленных проблем—от головных болей до сбоев в работе сердечно-сосудистой системы. К сожалению, гиподинамия школьного обучения и необходимость сидеть за партой 30-40 минут усугубляют нарушения осанки. Поэтому раннее выявление подобного рода проблем и соответствующее лечение, включая регулярные занятия лечебной физкультурой, имеют первостепенное значение при подготовке ребенка к школе.
СТОМАТОЛОГ. Ежегодная санация полости рта- это необходимость. Наличие хронических очагов инфекции в ротовой полости (кариозные зубы) плохо сказывается на здоровье ребенка, за счет снижения местного иммунитета носоглотки, может провоцировать частые простудные заболевания и обострение имеющихся хронических заболеваний, в особенности почек и сердца.
ЛОГОПЕД. Его консультация очень важна для дошкольника. Почти половина детей в возрасте 6-6,5 лет страдает от тех или иных нарушений речи. Важно выявить и пролечить эту патологию до поступления в школу, так как дефекты речи могут усложнить обучение.
ПСИХОЛОГ. Вместе с педагогами уточняет степень функциональной готовности ребенка к школе, используя для этого многочисленные тесты, оценивает способность ребенка выполнять задания, концентрироваться на условиях задачи и т.п. Другим аспектом деятельности психолога является обнаружение, возможно совместно с неврологом, отклонений в психологическом статусе ребенка (неврозов, депрессии и т.д.) При выявлении подобных проблем рекомендуется консультация психиатра.
ПРИВИВКИ.
Согласно стандартному графику вакцинации, к 6 годам ребенок должен иметь
-одну прививку против туберкулеза
-четыре прививки (три на первом году жизни и одну ревакцинацию) от коклюша, дифтерии и столбняка. Пятая прививка против дифтерии и столбняка делается через пять лет от ревакцинации
-пять прививок от полиомиелита
-три прививки от гепатита В
-одну прививку от кори, краснухи, эпидемического паротита. (в шесть лет делается ревакцинация против этих инфекций)
ИНОГДА между медработниками и родителями возникают конфликты по поводу ежегодной постановки реакции Манту, которая является диагностическим тестом, призванным оценить степень напряженности иммунитета к туберкулезу и выявить заболевших детей. В случае медицинского отвода или отказа родителей от постановки реакции Манту их ребенку исключить наличие туберкулеза нельзя. ПОЭТОМУ ТАКИХ ДЕТЕЙ НЕ ДОПУСКАЮТ В ДОУ БЕЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВРАЧА-ФТИЗИАТРА.
Если отсутствие тех или иных прививок не является препятствием для зачисления в общеобразовательную школу, то без подтвержденного исключения туберкулеза (с помощью реакции Манту или консультации фтизиатра) ребенок не может поступить в школу.
РЕБЕНОК ПОШЕЛ В ШКОЛУ.
1.Поддержите в ребенке его стремление стать школьником Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
2.Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
3.Ваш ребенок идет в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может не сразу что-то получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
4.Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
5.Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
6.Поддержите ребенка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
7.Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю или школьному психологу.
8.С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение ребенка о своем педагоге.
9.Учение – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно мешать ее многообразия, радости, игры. Должно оставаться достаточно времени для игры.
В ДОБРЫЙ ПУТЬ!
Врач МБДОУ № 12 Бородина Е.Н.